После каждой церемонии «Оскара» много говорят о том, кто получил
статуэтку заслуженно, а кому просто повезло. Британский журнал о кино
Empire проштудировал историю самой главной кинопремии мира и обнаружил,
что несправедливостей в ней всегда хватало, пишет «АиФ».
1. Лучший фильм-1977: «Рокки» вместо «Телесеть» Обличительной
ленте о масс-медиа предпочли душещипательную историю «золушки в
боксерских перчатках». Впрочем, их трудно осудить – в том году на
«Оскар» претендовал также «Таксист» Скорсезе. «Телесеть» же получила
рекордное количество статуэток в актерских номинациях.
2. Лучший режиссер-1981: Роберт Редфорд («Обыкновенные люди») вместо Мартина Скорсезе («Бешеный бык»)
Специалисты
до сих спорят, что такого было в режиссерском дебюте Редфорда, что
позволило ему обойти биографию великого боксера? Многие сходятся на том,
что респектабельная и сделанная по всем канонам семейная драма Редфорда
куда больше пришлась по душе консервативным академикам, чем жесткое
кино Скорсезе. 3. Лучшая актриса-1998: Хелен Хант («Лучше не бывает») вместо Джуди Денч («Миссис Браун») Джуди
Денч шесть раз номинировалась на «Оскар», но победила только однажды,
получив в 1999 статуэтку как лучшая актриса второго плана во «Влюбленном
Шекспире», в котором ее героиня появляется на экране всего на восемь
минут. А годом ранее она проиграла в более престижной номинации Хелен
Хант, средней руки актрисе, непредсказуемо оказавшейся в фаворе у
академиков. 4. Лучший фильм-2006: «Столкновение» вместо «Горбатой горы» Драме
о ковбоях-гомосексуалистах академики предпочли приторную социальную
драму о победе политкорректности над расовыми предрассудками. 5. Лучший режиссер-1980: Роберт Бентон («Крамер против Крамера») вместо Фрэнсиса Форда Копполы («Апокалипсис сегодня») Коппола
пережил инфаркт, гражданскую войну, истерики Марлона Брандо, целый год
снимая величайший фильм о войне. Увы, академиков все это впечатлило куда
меньше, чем судебно-семейная драма Бентона, которая, конечно, тоже
классика, но несколько иного рода. 6. Лучший режиссер-1959: Винсенте Минелли («Жижи») вместо Альфреда Хичкока («Головокружение») «Оскар»
1959 года стал, возможно, самым скандальным в 50-е во многом из-за
того, что фильм Хичкока не получил ни одной номинации! Режиссеру вообще
не везло – пять раз за свою карьеру он номинировался как лучший
режиссер, но награду не получил ни разу. Но случай с «Головокружением»
особенно обидный. Фильм был по-настоящему новаторский, даже сейчас,
спустя полвека, его цитирует и по нему учится современное поколение
режиссеров. Увы, награда ушла мюзиклу, который в тот год выиграл во всех
девяти номинациях, в которых был представлен. 7. Лучший режиссер-1982: Уоррен Битти («Reds») вместо Стивена Спилберга («Индиана Джонс и искатели потерянного ковчега») Слоган
фильма Битти обещал «самую эпическую историю любви со времен "Унесенных
ветром"». Фильм об американском журналисте, после Первой мировой
сбежавшем со своей возлюбленной в Россию, где шла революция,
отечественному зрителю покажется очередной «клюквой». Впрочем,
академикам, с историей плохо знакомым, это не помешало предпочесть ленту
творению Спилберга. 8. Лучший режиссер-1995: Роберт Земекис («Форрест Гамп») вместо Квентина Тарантино («Криминальное чтиво») Земекис
соединил воедино драму, черный юмор, музыкальные номера и настоящий
эпический размах. Тарантино умудрился подать сложносочиненную историю
зрителям так, чтобы у них не закипали мозги при попытке уследить за
хитросплетениями сюжета. «Гамп» и Земекис оказались более масштабными и
чуточку более патриотичными – многие академики посчитали, что фильм в
первую очередь не о человеке, а об Америке. За что и получили «Оскар». 9. Лучший актер-1999: Роберто Бениньи («Жизнь прекрасна») вместо Эдварда Нортона («Американская история Х») Бениньи
сыграл отца, пытающегося уберечь своего сына от ужасов фашистского
концлагеря, убеждая ребенка в том, что все вокруг – игра. Нортон
изобразил жестокого неонациста, раскаявшегося в своих преступлениях и
осознавшего лживость своих идеалов. Буффонада итальянца в итоге пленила
сердца академиков больше натуралистичной игры Эдварда, и награда ушла к
нему. 10. Лучший фильм-1940: «Унесенные ветром» вместо «Волшебник страны Оз» В
40-е годы борьба за «Оскар» в номинации «Лучший фильм» больше
напоминала войну не на жизнь, а на смерть. В 2011 мы радуемся тому, что
впервые за долгие годы битву ведут равные соперники, а 70 лет назад
такое было обычным делом ежегодно. В битве «Унесенных» и «Волшебника»
был один победитель – режиссер Виктор Флеминг, снявший оба фильма. Как
это часто бывает, проигравший фильм в итоге стал победителем в истории.
Его до сих пор цитируют, показывают детям, а песня Over The Rainbow
признана в США лучшей в ХХ веке.
|