Работая
с реальными историческими событиями, сложнее всего не скатится в унылую
документалистику, и потерявшись в фактах и событиях, вытаскивать
какие-то сюжетные детали фабулы. Причем, от того, насколько давно
произошли события, конечный результат редко зависит, разве что чем
дальше от современности, тем сложнее отыскать подлинные факты в нужном
количестве. Картина Эльдара Салаватова «ПираМММида» рассказывает
о деятельности МММ, удачно оформляя эту историю в собственном видении,
сюжетной доработке, как действий, так и героев, и преподнося далеко
не дословную трактовку событий, а по-настоящему качественное
и интересное кино. Корректировки и изменения, внесённые, что в повесть Мавроди, что в
исторические данные, помогли создать очень впечатляющую и цепляющую
историю, придать силы и масштаба событиям, дополняя авторским взглядом
и кинематографическим изложением. И хотя в центре повествования
находится герой блистательного Алексея Сербрякова — Мамонтов (фамилию
Мавроди решили поменять), и именно о его деятельности, его отношениях,
планах и карьерном взлете расскажет «ПираМММида», наврядли в полной мере
картина подходит под жанр биопика. Сюжет не цепляется за прошлое,
детство и юности, не уходит в корни личности и не следит за последующими
событиями, делая исключительно срез наиболее важного периода. Ну а
по жанровой сути эта, по мнению многих, великолепная афера оборачивается
криминальным триллером, где даже без побочных линий с убийствами
и похищениями царит не малое напряжение и мощные эмоциональные всплески
в диалогах. Подобрав яркий кастинг Салаватову на удивление удается заставить играть
всех и каждого. То, что Серебряков в этой роли просто великолепен
и достоин высочайших наград можно долго, и при его огромном таланте
это не удивительно. Удивительно то, что здесь органично вписываются
простецкие ужимки Фёдорова, на редкость удачно себя проявляет Вилкова,
а уж Фёдор Бондарчук впервые показывает настоящую мощную актёрскую игру!
Бондарчуку при таких возможностях нужно сниматься в кино, а не снимать
его. И брать исключительно серьёзные роли, не прыгая из одной неудачной
комедии в другую. Может ведь, когда захочет — и данное кино ярко
это демонстрирует. К тому же нельзя не отметить и удачное попадание актёров в свои роли.
Многие второстепенные герои уже сюжетно прописаны существенно влияющими
на события, и характеры центральных героев фильма. И выбор актёров
для воплощения таких образов вызывает абсолютный восторг! Выразительные,
идеально вписавшиеся в роли и со всей душой их играющие — с таким
актёрским ансамблем просто не могло получится по-другому. Уж очень
важную роль в том, что фильм получился великолепным, сыграл актёрский
состав. Можно даже выделить персонажей, таких как Кнопка — помощница героя
Фёдорова, юрист и секретарша Мамонтова, иностранный партнёр
бизнесмена-Бондарчука и прочие. Игорь Яцко замечательно подает
криминального авторитета Резо, прекрасно справляется со своей партией
Алексей Горбунов, появится в кадре и Владимир Пермяков — Лёня Голубков
из знаменитой рекламы акций, дочку Мамонтова сыграет младшая сестра
Дианы «налей и отойди» Шпак — Сюзанна, и вот пожалуй только с ролью жены
в исполнении Анны Михалковой — всё-таки семейную деталь биографии
хотелось бы видеть сохранённой, в 1993 (т. е. за год до показанных
событий) Мавроди женился на обладательнице множества наград конкурсов
красоты и хотелось бы в фильме видеть именно девушку модельной
внешности, уже опуская подробность об отсутствии совместного проживания. Закручивая события всё интереснее с каждым новым витком сюжета,
техническое оформление картины так же остается на высоте. Вероятно
и благодаря этому фильм смотрится именно настолько впечатляющим
и сильным. Очень удалось звуковое оформление, где нельзя не отметить
мимолётное появление в радио-эфире Агаты Кристи, шикарную вариацию
Богдана Титомира на «Капитал» группы Ляпис Трубецкой, и бонусом кучу
плакатов металлических зарубежных коллективов в духе «Cradle of Filth»
на стене в одной из сцен. Стильный монтаж и весьма удачная операторская
работа наполняют визуальную часть особой выразительностью, придавая
фирму некого обаяния и атмосферы, затягивая в действие и погружая внутрь
творящегося на экране. Зритель сам для себя решит своё отношение
к Мамонтову-Мавроди, выберет героев, за которых стоит переживать,
и таких, которые ярко вызывают отвращение, но наврядли кому-то удастся
остаться безэмоциональным в этом отношении. Образ Мамонтова на самом деле не идеализирован, как может показаться
при просмотре. Герой-идеалист, при всём наполнении палитрой человеческих
качеств, остается пленником собственной идеи, аккумулируя человеческую
жадность в собственную духовную энергию. Ну а когда духовный
мир заполнен жадностью и капитализмом, фразы о гаранте земли
в собственность и безразличии к судьбе дочери уже не удивляют.
И шикарным моментом в понимании истинной сущности героя служит контраст
двух диалогов с разницей в 10 минут — у водопада с Бондарчуком
и презентация на заседании правительства. Третьим в пьедестал лучших
российских диалогов в кино добавить стоит, конечно, и эмоциональную
перебранку с Фёдоровым, про пирамиду и мир, поставленный раком.
И носящий по десять пар одинаковой невзрачной обуви, раздражающий
регулярными белыми кефирными усами, и жадно желающий владеть всем
и всеми уже даже на фоне грядущей тучи перемен, переносящей из казалось
бы финансового подъёма уже в грязные и мрачные остатки девяностых
стилистики фильмов Балабанова. Картина ни коим образом не стремится кого-то оправдать, или уж тем более
выставить виновных. Вообще придираться по наличию или отсутствию
достоверности в данном случае было бы не верно. Базируясь на реальных
данных, художественная ценность произведения Салаватова гораздо выше,
чем документальная история взлёта и краха МММ. Да, могли бы дополнить
деталей, сильнее дополнить эротикой, а так же не вырезать показанные
в трейлере сцены про «день икс» и «контрольный пакет акций», но это всё
уже не столь существенно сказывается на качестве, и картина вышла
замечательная! Это кино цепляет своими характерами и взаимодействием
героев, интригует сюжетными поворотами и пронизывает мощностью диалогов.
Даже в сравнении с действительно хорошими российскими картинами
последнего десятка лет, «ПираМММида» с величием возвышается над ними
буквально шедевром мастерства. Такое кино хочется смотреть
и пересматривать, а его яркие и существенные плюсы с лихвой затмевают
мелочные недостатки и различные субъективные придирки. Великолепный
криминальный триллер, основанный на реальных событиях. Браво!